Выбираем спецтехнику: каток для дорожного строительства

В сфере дорожного строительства среди всех видов спецтехники каток занимает ключевое место. Качество и грамотный подбор агрегатов одинаково важны и в Москве, и в Киргизии, поэтому перед тем, как купить или взять в аренду рабочую лошадку, нужно разобраться, какая «порода» оптимально подойдет для того или иного вида работ.

Существует несколько критериев, которые следует оценить перед тем, как заказать каток. Рассмотрим каждый из них с практической точки зрения.

Способ перемещения

В продаже представлена спецтехника прицепного, полуприцепного и самоходного типов:

1. Прицепные катки. Не имеют собственного привода, а буксируются автогрейдером или трактором. Хорошо себя показывают в работах по уплотнению гравийных покрытий. При бюджетной цене обеспечивают высокие показатели каткости посредством передачи массы через рабочий орган.

2. Полуприцепные катки. В отличие от агрегатов предыдущего типа давление на поверхность обеспечивается вращающимися вальцами при движении за счет тягача.

3. Самоходные катки. Как правило, оснащаются нечетным количеством пневмоколес, что обеспечивает хорошую каткость и дает возможность перемешивать укладываемый материал в вертикальном направлении. Как результат образуется идеально гладкая и практически непроницаемая для воздуха поверхность. Применяют спецтехнику на несвязных сыпучих либо смешанных грунтах, уплотнения небольших или средних участков асфальта на финишной стадии, когда работа вибрационного катка уже завершена.

4. Ручные катки (одно- и двухвальцовые). Агрегаты служат дополнением к тяжелой спецтехнике во время работ на малых объектах и в труднодоступных местах, например, при асфальтировании складов, придомовых территорий, благоустройстве ландшафта.

Масса и способ действия на основание

Согласно способу воздействия различают статические и виброкатки. Статические уплотняют основание, исключительно благодаря физическому воздействию, то есть то, насколько ровным и плотным будет покрытие во многом зависит от массы оборудования в тоннах. Из-за низкого КПД техника статического типа используется все реже.

В вибрационных катках, наряду с массой машины, на поверхность действует вибрация, продуцируемая специальными рабочими органами – вальцами. Это позволяет осуществлять качественную трамбовку как верхних, так и нижних слоев, обеспечивая при этом высокую производительность.

В зависимости от массы оборудование разделяют на легкое и тяжелое. В первом случае речь идет об устройствах массой до 5 тонн, предназначенных для ямочного ремонта и асфальтирования участков небольшой площади (автомобильных стоянок, тротуаров, детских и спортивных площадок). Машины весом свыше 5 тонн находят применение в масштабных проектах – возведении с нуля и капитальном ремонте автомагистралей, мостов и других крупных объектов.

Типы и количество вальцов

Базовый элемент дорожного катка – валец. Он выполнен в виде тяжелого барабана, установленного в местах крепления колеса (либо колес). Различают несколько типов вальцов:

l гладкие – наиболее универсальны, подходят для укладки асфальта в местах, где требуется получить ровное покрытие;

l кулачковые – используются для работ на рыхлом грунте;

l решетчатые – дают хороший результат на связных и несвязных грунтах, где требуется измельчение комков;

l комбинированные – содержат разные виды вальцов на разных осях, что позволяет расширить спектр операций.

По числу вальцов машины разделяют на одно-, двух и трехвальцовые. Одновальцовые сочетают малый вес и маневренность, что создает идеальные условия каткости при выполнении локального ремонта и мероприятий по благоустройству территорий. Двухвальцовое оборудование используется в строительстве для трамбовки сыпучих компонентов и асфальтных составов. Посредством трехвальцовых машин выполняют трамбовку песка, асфальтобетона, гравия, щебня и их смесей.

При выборе оборудования решающее значение имеют его масса, число проходов для достижения оптимальной плотности материалов, площадь рабочей поверхности и скорость укладки. При этом не все поставщики дают верные сведения о возможностях машин, поэтому прежде чем заказать каток незнакомой модели или бренда, рекомендуется получить консультацию у специалиста, имеющего опыт работы с агрегатом соответствующей модификации, либо провести тест-драйв в условиях, максимально приближенных к реальным.